суббота, 24 сентября 2011 г.

Пашупатинатх.

ОТ ступы Буднатх в тот же день мы отправились к крупнейшему индуистскому комплексу Пашупатинатх. Минут 30 пешего хода по улочкам Катманду и мы подошли к одному из входов в комплекс. Сначала нужно перейти через священную реку Бхагмати по мостику.
Вид с мостика налево



Тут же постирушничают и моются местные жители, чуть дальше резвились детвора и подростки, купались, переплывали реку, что очень не просто, течение очень мощное, сносит в момент. А уж что там мальчишки на берегу вытворяли! Сальто, прыжки на разные лады, мы постояли немного и полюбовались их ловкостью, даже сфотографировать не сообразили, как увлекательно они там скакали! ))

Вода в реке мутная и черного цвета, но это всего лишь черная глина грунтовая. Позже в разных местечках мы видели и белые реки ( текущие по белым глинам), и рыжие и прозрачные реки тож встречались. ))


С другой стороны моста начинаются храмы, туда неиндуистов не впускают.


Мы пошли прямо по мостику.


А там море обезьян! Вообще Пашупати - покровитель животных и в комплексе Пашупатинатх обезьяны чувствуют себя по-хозяйски.


Выше на холме огороженная территория, где вдали зверюшек заметили, похожих на оленей. Дальше пробирались узкой тропочкой меж деревьев и снующими обезьянами по одной и группами. Страшновато... Сказали, что спиной к обезьянам лучше не поворачиваться, все вещи держать крепко в руках, не вызывать интереса животных, а то бывают разные инциденты.


С тропочки в редкие просветы меж деревьев виднеется священная и быстрая река Бхагмати,


храмы Пашупатинатха, любопытство разбирает, хочется поскорее увидеть что ж это за место такое,


но пока виднеется Катманду.


Еще поворот и вот он центр Пашупатинатха, чуть правее за рекой остались медитационные пещеры, а прямо перед взором предстал двухярусный купол главного храма комплекса.


В Пашупатинатх ежедневно стекается множество народу. Это и жители Катманду и многочисленные паломники.


Тем кому пришло время, отсюда отправляются в последний путь. На правом берегу реки места для погребальных костров.


У подножия главного храма - погребальные места для высших сословий.В Непале до сих пор сохранилось деление людей на касты. Принадлежность к касте определяется по рождению, переход из касты в касту невозможен при жизни.


Ниже по течению реки, за мостиком погребальные костры для низких каст.


Тут же и обезьяны кругом, носятся, что и не сфотографировать толком, но их много.


Детеныши ловко ездят на мамах!


По эту сторону реки множество маленьких храмов с лингамами внутри.





Как обычно, я зависла над рукотворными шедеврами! Дух захватывает с каким мастерством и изяществом вьются узоры и как вытесаны животные!


Спустились мы вниз, там все подчинено главной церемонии здешних мест - процессу погребения. Самое необходимое - дрова.


Везде в Непале переносят тяжести на спине, закрепив повязкой на лбу. Работы все как правило ручные, не механизированные, тяжелые, а переноска грузов - женская работа.



Погребальный ритуал неспешный и сложный. Я не снимала его, хотя мы понаблюдали за одним процессом полностью.
Много разных этапов в погребении, участвую родственники, соблюдая субординацию. Предварительно специальный служащий устраивает определенным образом основания для костра. В то время частично омывают усопшего в священной реке, укутывают яркой оранжевой тканью и с многочисленными ритуалами водружают на дрова. Затем последний ритуальный обход родственников вокруг постамента с провожаемым... и зажигают огонь.
Когда костер полностью прогорит, за этим строго следят, пепел сталкивают в Бхагмати - священную реку, которая впоследствии впадает в Ганг.

На фото как раз рассеивают пепел со дна, чтобы воды реки унесли его.


У центрального храма еще один чуть поменьше


и множество фигурок почитаемых божеств.


Выходим через центральный вход.


Снова изумительная резьба по дереву


Завораживающие галереи


Дворик приюта для обездоленных стариков, которые тут доживают свой век.


Тут же и дрова складируют.

Вообще от посещения Пашупатинатха остались неоднозначные впечатления. То ль я к такому не привыкла, то ль это действительно черта Непала. У них всё сразу и в одном месте происходит, так буквально на каждом шагу. В Пашупатинатхе и медитирующие в пещерах, и паломники в храмах, тут же и покойники, толпы их родственников, множество туристов, тут же обезьяны бегают, коровы, телята бродят, территорию метят, собаки снуют... и тут же в то же время... в той же самой реке сидхи стирают белье, моются, купаются мальчишки, на другом берегу - напротив костров- сидят с какими-то обрядами группки людей едят и пьют, совершают свои ритуалы, затем подходят к реке, моют свои посудины, часть мусора бросают в реку, в то время как с противоположного берега от костров пепел сталкивают в ту же реку... И никого ничего не смущает! Жизнь кипит здесь и сейчас и сразу во всех проявлениях.

1 комментарий:

Х Международный фестиваль "Императорские сады России". Авангарденс. Проект "Экология революции. Переустройство мира-2"

В этом году удалось принять участие в Х Международном фестивале "Императорские сады России", который проходил в Михайловском саду...