понедельник, 13 мая 2013 г.

Да здравствует первое мая! Или "Савонлинна велопоходная".

Хорошо, что в этом годы такие длинные майские выходные выдались.
Перед длинным первомаем, взяли 2 дня отпуска и устроили себе 8-ми дневный отпуск. Давно хотелось побывать в Савонлинне, но за 3-4 дня туда не обернуться, а тратить основной отпуск многовато будет. Неделька вот в самый раз. Решили в этом году открыть велопоходный сезон Савонлинной. Погода  запугивала, в последние дни перед поездкой было реально страшно отправляться в поход. Ночами еще минусовая температура, озёра во льдах, а в лесу - снега, по прогнозу дожди, хотя и не сильные... Но мы рискнули.

Спланировали маршрут, согласно прогнозу погоды и чтобы хотя бы каждая третья ночевка была в кемпинге. С душем, сауной, стиркой и крышей над головой.

Решили ехать в Савонлинну восточным путем, а возвращаться назад западным.

Подробный наш маршрут на Google-картах здесь.

День первый. Утром стартовали своих ходом по набережной на финляндский вокзал к утреннему экспрессу до Выборга.

Было сухо, но ветрено. 15 км в качестве разминки ощутились всем телом после зимней спячки. )))
Ехали в поезде, взирали на снега за окном и в голове роились мысли на тему: и какого... и куда нас... и на кой...  ))) Перед самым Выборгом прошел мощный дождик с градом, но быстро очень закончился, нас не зацепил. В велотакси до границы погрузились в штатном режиме уже привычно. Перед границей нас высадили, пожелали приятно покататься и оставили нас одних на пронизывающем ветру. Пока устанавливали передние колеса на место, ветрище нас заморозил капитально, границу проходили медленно и печально, стуча зубами и трясясь телами. К счастью, это оказались самые холодные моменты за весь поход. ))
Как только покатили на велосипедиках, мир расцвел яркими красками, стало интересно, тепло и даже жарко, пришлось слегка раздеваться.

Первым делом заехали в Иматру, к водосбросу конечно же.

Полюбовались падающим потоком воды, брызгами и радугой, забежали в магазинчики - купили местную симку телефонную, продукты, любимые конфетки к чаю, )) и пообедали в полюбившемся "Rosso".

Дальше двинулись уже к запланированному первому ночлегу. Лааву на островке, в живописнейшем местечке, кругом изгибы берегов, вода, островки...

Погрелись у костра, еду приготовили на горелке.

Поставили палатку и утеплившись улеглись спать. Ночью была минусовая температура, утром встали и обнаружили, что вся вода вокруг замерзла, но ветра ночью не было совершенно и спалось нам на удивление тепло и уютно.

Лирическое отступление. "Почему я люблю и уважаю Финляндию, или про то, как все устроено в лесах Финляндии." ))
Ночевки мы планировали на территориях зон отдыха  пеших маршрутов, к которым обычно  с дорожки "проселочной" проложена  тропка (вообще говоря, тропа не с дорожки проложена, а обычно просто пересекает ее, это для нас она начиналась с проселочной дорожки), как правило кругом обозначения, стрелочки, метки на деревьях. В зоне отдыха нас привлекает главным образом, костровое место, поскольку в Финляндии жечь костры запрещено вне специально оборудованных мест.  А на пеших маршрутах обязательно такие костровые места встречаются иногда они с навесами (лааву) напротив очага,

бывают беседки (открытые или полузакрытые) внутри с костровищем,

либо же хижины (кота) с очагом и вытяжкой в трубу.

Иногда на стоянке присутствует информация о правилах пользования данным местом, иногда краеведческие или исторические справки.

Обычно есть туалет,  как правило с туалетной бумагой. )) Чаще и вода рядом со стоянкой присутствует ( озеро, ручей, колодец), но не всегда.

В таких местах отдыха разрешено ставить палатки и находиться  там в течении 1-2 дней при условии, что после не останется следов пребывания, весь мусор необходимо выносить с собой, если нет специальных мусорных баков на стоянке.
В лааву и кота есть минимальная костровая посуда и приборы, спички, дрова сухие (обычно рядом есть дровяник с дровами разной степени готовности, в наличии пила и топор),  на стене в ящике бывает висит книга посетителей. А вообще записи в книге оставляют круглый год, места эти посещаются регулярно, хотя зачастую от жилья они бывают довольно далеко, да и сами маршруты довольно дикими местами проложены. Финны регулярно ходят по лесным маршрутам, что меня восхищает. Иные маршруты и по 10, по 20-30 км протяженностью ( как-то встретили 45 км маршрут), а они ходят и ходят!! Во люди!! Во-первых я в  восторге, что вообще есть маршруты, причем по наиболее живописным и интересным местам. На каждой тропе обязательно   устроены места для отдыха ( на мой взгляд через 10-15 км по маршруту обычно), обязательно обеспечена возможность укрыться от непогоды, обычно есть место для разведения огня,  где можно переждать, отдохнуть и обогреться.  Во-вторых информация дается, разметка сделана, чтобы не заблудить на тропах,

указатели живописные на деревянных досочках вырезаны.  На некоторых маршрутах по тропе размещены стенды с описанием местных особенностей, животных, птиц, либо же растительности. Часто текст дублирован на английском.

По дорогам на ключевых развязках, встречаются информационные стенды с картой прилегающей местности и с подробными схемами троп, мест для костра, с местоположением навесов, туалетов... Всё для путешественников!

Кое-где и GPS- координаты указаны некоторых объектов.

И в-третьих все эти тропы обитаемы! Финны ходят и ходят по этим маршрутам. Рядом с городами особенно по утрам стооооолько бегающих, ходящих с палочками (скандинавская ходьба), велосипедистов... И что восхищает!  Возраст порою весьма преклонный, такие дедули и бабули встречаются - диву даешься. И не сказать, что они дряхлые при этом. Ехали по горкам как-то за парой, им явно далеко за 60 лет, но как он ехали!! В самые крутые горки шли пешком конечно, но почти 20 минут мы ехали рядом, пока нагнали, поравнялись и обогнали. такие бодренькие и дружные старички! Любовалась!
В-четвертых меня очень восхищает насколько гармонично сосуществуют финны с природой.  Большинство живут в хуторах по лесам, но так вписываются в ландшафты, деликатно, аккуратно, с минимальными вторжениями в окружающую среду. Как-то остановились у отходящей грунтовки в лес. По виду, ну дорога и дорога лесная, уходит в дебри и все. Но когда я чуть прошла по ней, то увидела, что справа, чудь дальше слева, прямо... уходят еще дорожки к домикам жилым. И так ненавязчиво все домики расположены среди леса, дорожки присыпаны гравием по колеям, минимально повреждая растительность. Без нужды не вмешиваются в Природу, по максимуму и деревья при стройках сохраняют, не ландшафт под себя прорубают, а вписывают свои постройки в существующую действительность.  Вот эта забота, любовь, уважение к Природе ощущается повсеместно. Меня это отношение глубоко трогает и с каждой поездкой по Финляндии мое уважение к народу крепнет, восхищение растет. Я рада, что есть люди бережно относящиеся к Земле!