среда, 29 июня 2011 г.

Мы из Кронштадта.

Миша просил так назвать рассказ о нашей поездке в Кронштадт.



В общем уже понятно, что мы съездили в Кронштадт.. в это воскресенье. Погода была не то чтобы солнечная, но по крайней мере дождь не лил, а так только, то и дело накрапывал, зато не было проблем с фотографированием ПРОТИВ солнца, да и жарко не было, скорее даже местами мерзли.

Туда мы добирались от Арсенальной набережной




на метеоре.


Так получилось, что были мы в Кронштадте впервые. Впечатлились, взгрустнули, задумались... Город потряс своей богатой историей, морскими заслугами, и научными и техническими открытиями, а так же потряс запустением и упадком, в котором находится сейчас.

А вообще, как пишут, город-остров Кронштадт - это форпост западных рубежей великой России.


Нашла замечательный сайт о Кронштадте, с помощью него буду чуть добавлять исторических сведений.

В городе в разные времена проживали и творили очень много великих людей. Выдающиеся ученые, военные деятели культуры, духовенство… Вот некоторые имена: Фёдор Ушаков, Иван Крузернштерн, Фаддей Беллинсгаузен, Павел Нахимов, Дмитрий Синяев, Владимир Корнилов, Степан Макаров, Борис Якоби, Александр Можайский, Иван Амосов, Александр Попов.
Множество новинок военно-морской техники были изобретены или впервые применены в Кронштадте. К ним относятся: каменный сухой док, первая паровая машина, металлическая подводная лодка, морская мина, торпеда, пароход, противоминный трал, управление артиллерийским огнём, электрическое освещение и многое-многое другое. Но вершиной научных достижений является изобретение радио. подробнее

А еще по Кронштадскому футштоку определяют абсолютные высоты точек земной поверхности от среднемноголетнего уровня Балтийского моря. Для России, СНГ и Польшы.

Первым делом мы отправились на водную экскурсию по фортам. Слушали историю создания крепости и осматривали с воды форты.

Чуть истории.
Кронштадтская крепость основана одновременно с новой столицей Российской империи - Санкт-Петербургом в 1703 году, как неотъемлемая часть ее оборонительной системы. За 200 лет своего развития стала одной из крупнейших военно- морских крепостей в мире.

Кронштадтская крепость была в числе передовых по уровню военно-технической и архитектурной мысли. Использование объективных географических условий для эффективной защиты столицы было гениальной находкой Петра I. Развитие его идей в последующие годы довело до совершенства систему оборонительных сооружений в восточной части Финского залива и сделало Петербург неприступным со стороны Балтийского моря в годы последней войны.



В законченном виде Кронштадтская крепость представляла собой единый комплекс, служивший единой цели - защите столицы Российской империи. Все элементы этого комплекса были тесно взаимосвязаны, занимая каждый определенное место. Вместе с тем, каждый элемент (форт или батарея) мог существовать в известной степени, автономно, имел независимые системы инженерного обеспечения, склады топлива и продовольствия, кухни и жилье.

Важную роль форты крепости сыграли в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. С ее окончанием надобность в фортах, как защитных сооружениях отпала. Во время реформы ВС СССР 1957-1961 гг. Кронштадтская крепость списана, форты разоружены, постепенно был произведен демонтаж оборонительного оснащения. Длительное время эти памятники истории, представляющие не только военный, но и архитектурный интерес, использовались Ленинградской ВМБ и другими организациями бесконтрольно.
В настоящее время на территории Санкт-Петербурга в Кронштадтском административном районе находится 19 фортов.






Кронштадт побеждал не только у своих стен. Отсюда корабли с русскими военно-морскими флагами уходили сражаться и побеждать при Гангуте, Чесме, Афоне, Наварине. С этим городом связали свою судьбу выдающиеся флотоводцы – Беллинсгаузен, Ушаков, Лисянский, Макаров, Врангель, Крузенштерн. Не меньшую славу принесли Кронштадту кругосветные плавания, открывшие человечеству новые земли. Как правило, они начинались и заканчивались у острова Котлин.

А после, гуляли по городку, наслаждались видами.











Все время крутилась в голове фраза: "Кронштадт - город контрастов" ))
И даже котик рыбку стережёт.




Совершенно потрясающей красоты собор



Макаровский мост — ажурный, легкий, изумительно красивый,



изготовили его в цехах Морского завода ( Кронштадт). Первоначально клепаные формы, как это было принято в кораблестроении, покоились на гранитных быках, настил был из досок. Позже мост переделали, металлическую конструкцию сварили, а покрытие сделали не деревянное, а асфальтовое. Внешний прекрасный вид Макаровского моста полностью сохранился.

Мостик перекинут через ров того самого, знаменитого Петровского сухого дока. Имено по этому рву уходила вода в отводящий бассейн. И если в обычных к тому времени доках требовалась неделя на откачку воды до момента начала работ по ремонту судна, то в Кронштадте док за один день осушался с помощью такой простой, но гениальной системы рвов и бассейнов.

Есть и Обводный канал в Кронштадте.




Очень понравилась часовня у ленинградских ворот. Недавно отреставрированная, с мозаикой изумительной красоты.



Водоканал. В 1804 году в Кронштадте появился водопровод. Это был самый первый водопровод в России. Затем в Москве в одном уголке было устроено нечто вроде водопровода. Но система водоснабжения водой целого города была придумана в Кронштадте специалистом Морского ведомства для нужд флота и крепости, а жители города продолжали брать воду из моря и из Обводного канала…



В 1838 году, последовала некоторая реконструкция кронштадтского водопровода: были заменены чугунными деревянные трубы и установлены водоразборные резервуары. Плата за это не взималась. Вода поступала в трубы из невской струи, которая шла вдоль берега острова Котлин, близ которого и построен был водозаборник. Отсюда вода поступала в особый бассейн, а из бассейна с помощью насосов поднималась в резервуар верхнего этажа башни. Там она немного отстаивалась и шла по трубам в город.

С городского пляжа спуск в воду по ступенькам. С пляжа хорошо видна каменная громада порохового погреба.



В 1861 году Пороховой погреб Морского ведомства вступил в строй. Это было грандиозное сооружение, разумно всё было рассчитано: доставка по воде куда угодно. Быстро и своевременно можно подать боезапас к фортам Южного фарватера и кораблям на рейдах. А уж если и полыхнет, если грохнет взрыв, то последствия будут не столь губительны для Кронштадта.

Здание Порохового погреба поражает своей величиной и мощью. Фундамент его сложен из гранитных блоков. Стены — из кирпича. И толщиной они - два метра! Тщательно продуманная система обогрева казематов и их вентиляция обеспечивали вполне приемлемые условия для существования личного состава и хранения боеприпасов.

Кроме хранилищ были на Пороховом и мастерские, где ремонтировали боевую технику и готовили к стрельбе пороховые заряды и снаряды.

Ныне не функционирующая Ленинградская пристань и виды с неё.




Использованы материалы сайта "Кронштадт. Виртуальная экскурсия".

Комментариев нет:

Отправить комментарий